Меню
16+

Дальнегорский городской округ

29.09.2023 14:06 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Три года реформе контрольно-надзорной деятельности, принцип приоритета профилактики

Прошло три года, как был подписан Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ), ознаменовавший начало масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности в стране. За этот период произошли серьезные перемены, в том числе и в регулировании осуществления муниципального контроля. Существенным образом на контрольно-надзорную деятельность повлияли и впоследствии неоднократно вводимые Правительством России моратории на проведение проверок.

Как функция социального управления контроль объективно необходим. Он направляет процесс этого управления по установленным государством идеальным моделям, корректируя поведение подконтрольного объекта. Считаю, что контроль необходим в любой области общественной деятельности, но он не может являться самоцелью, и нужен для того, чтобы обеспечить качественное выполнение принятых решений, поэтому не следует преувеличивать роль контроля.

В соответствии с принятым Законом № 248-ФЗ виды муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля. Так, на территории Дальнегорского городского округа осуществляется: жилищный, земельный, муниципальный контроль в сфере благоустройства, а также на автомобильном транспорте, городском наземном транспорте и в дорожном хозяйстве. Муниципальный контроль неразрывно связан с понятием законности, так как одной из главных его целей является проведение в жизнь требований организации общественной жизни, которые зафиксированы в положениях закона и других нормативных правовых актах.

По мнению экспертов контрольно-надзорной реформы, контрольная деятельность в настоящее время становится драйвером экономического развития — когда вместо наказаний предприниматели могут рассчитывать на получение рекомендаций по соблюдению обязательных требований. Снижение количества проверок стало одним из факторов, который помог увеличить эффективность ведения бизнеса в России и улучшить деловой климат. Ключевые представители государства видят в институте контрольно-надзорной деятельности, прежде всего инструмент для возобновления экономического роста, а не поддержания порядка.

Безусловно, экономический рост, основанный на снижении административного давления, расширении предпринимательских свобод является важной ценностью для развития страны. Однако считаю, что в ходе реформы не следует забывать и о ключевом предназначении контрольной деятельности — обеспечении порядка, снижении вреда (ущерба) от нарушения обязательных требований, защите прав граждан в ключевых областях социальной жизни.

В этой связи возникает вопрос об оценке контрольно-надзорной деятельности, в том числе эффективности и результативности муниципального контроля. Этот вопрос важен и применительно к предварительным итогам всей реформы контрольно-надзорной деятельности.

Администрацией Дальнегорского городского округа ежегодно в конце года осуществляется подготовка доклада о соответствующем виде муниципального контроля с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных мероприятий на достижение ключевых показателей. Так, по предварительным результатам за 9 месяцев 2023 года, как профилактика объявлено 179 предостережений, проведено 275 консультирований и проведено только 31 контрольное мероприятие.

Замечу, что на основании докладов о видах контроля всех уровней федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, ежегодно готовится сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации.

Оценка контрольно-надзорного государственного механизма по логике должна оцениваться исходя из его изначального предназначения — минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровня устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности. При этом станет, очевидно, понятна и эффективность используемых в контроле и надзоре инструментов — профилактических и контрольных мероприятий, предписаний, штрафных санкций и др. Например, очевидно, что при всех плюсах профилактической деятельности она не является панацеей и приоритетным способом обеспечения порядка во всех сферах общественных отношений. Более того, в этом году масштабную дискуссию вызвали новации в законодательстве, существенно осложняющие привлечение к административной ответственности при нарушении норм и правил благоустройства. Считаю, что именно в этой сфере штрафные санкции выступают наиболее эффективным инструментом муниципального контроля.

Тем не менее, расширение института оценки эффективности и результативности контроля постепенно привело к еще одному позитивному изменению — снижению значения так называемых «палочных» показателей — количества проведенных мероприятий, наложенных штрафов, выданных актов реагирования. Но если сказать честно, то в ходе реформы «палочные» показатели никуда не делись. Мы по-прежнему считаем количество мероприятий, но только теперь сместили акцент на подсчет профилактических мероприятий. Но насколько это отвечает задачам реформы и насколько «машинальное» увеличение профилактических мероприятий само по себе решает стоящие задачи, еще предстоит ответить.

Значительным препятствием на этом пути является фактическое отсутствие проработанной методологии оценки результативности и эффективности в некоторых видах муниципального контроля. Это сложнейшая задача, требующая знания отраслевого законодательства, анализа значительного объема данных, применения новых научно-методических подходов, которые позволят оценить ход и направленность реформы с учетом главного предназначения этого института — поддержания порядка.

Тем не менее, в настоящее время стало очевидным то, что задачи по снижению административного давления на бизнес, упрощению административных процедур, внедрению ясного и понятного регулирования предпринимательской деятельности — ключевые и бесспорные задачи государства. Но считаю, что в таком случае решаться они должны не за счет эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Также, невозможно не сказать еще об одной системной проблеме. Установление норм, вводящих запрет на проведение планового контроля в отношении объектов контроля, не отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Данная норма действует до 2030г., однако можно предположить, что шансы на ее инкорпорирование в Закон № 248-ФЗ на постоянной основе очень высоки. В связи с введением на длительный срок таких ограничений в части планового контроля становится очевидна проблема кризиса планового контроля в целом, который в значительной степени «схлопнулся».

Такая динамика приводит к практической реализации принципа «нет нарушений — нет проверок», который предполагает отмену планового контроля для добросовестных и низкорисковых предприятий. Можно предположить, что мы и далее будем видеть тенденцию к отказу от планового контроля во всей системе, что является позитивным изменением системы. И тут мы опять возвращаемся к одному из ключевых направлений реформы, принципу приоритета профилактики. Пожалуй, одно из самых бесспорных и поддерживаемых, в особенности бизнесом, направлений реформы.

Разделяя необходимость расширения профилактики, хотелось бы обратить внимание на следующее.

Этот принцип фундаментальный, отграничивающий профилактику от иных, контрольных, мероприятий. Он является важнейшим с точки зрения построения взаимоотношений контрольного органа и бизнеса, основанных на доверии, устранении избыточного давления со стороны более сильной стороны — государства. Тем самым, может быть построена наиболее эффективная система профилактики, когда бизнес сам заинтересован в профилактических мероприятиях контрольного органа.

Таким образом, даже поверхностный анализ хода реформы муниципального контроля показывает глубину происходящих в этой сфере изменений. Ключевая трансформация, конечно же, должна произойти в головах. Контрольно-надзорная деятельность должна быть направлена на предотвращение нарушений норм закона, а не на фиксацию нарушений и привлечение к ответственности. Это два совершенно разных подхода. И в основе такой трансформации должны быть совершенно ясные идеологические посылы, которые понимаются и разделяются как инспекторским составом, так и бизнесом. Поэтому в ходе реформы так важно не только правильно реализовывать нормы нового Закона № 248, но и следовать его духу.

Начальник отдела муниципального контроля администрации Дальнегорского городского округа Вороненко Анна

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

432