Меню
16+

Дальнегорский городской округ

14.12.2023 12:00 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«ПОРЯДОК ИСКЛЮЧЕНИЯ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ ИЗ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ»

Автор: Прокуратура г. Дальнегорска

Органами местного самоуправления предусмотрено предоставление муниципальных услуг в различных сферах, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности.

С целью предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления разрабатываются различные положения, которые проходят соответствующую антикоррупционную экспертизу, с целью проверки их на соответствие требованиям действующего законодательства и с целью исключения возможных коррупциогенных факторов.

При проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их действуют определенные принципы:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится специальными субъектами: прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, специально уполномоченными органами, организациями, их должностными лицами. Также антикоррупционная экспертиза может быть проведена независимыми экспертами, который получили такой статус в установленном законом порядке.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов применяется специальная методика, которая определена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В соответствии с пунктами 3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Указанные коррупциогенные факторы могут быть установлены по результатам проведения антикоррупционной экспертизы.

В случае, если коррупциогенные факторы выявлены в проекте нормативного правового акта, то такой проект направляется на доработку с целью исключения коррупциогенного фактора.

В случае, если коррупциогенный фактор выявлен в нормативном правовом акте, то он отражается в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в соответствующем заявлении, направленном прокуроров в суд в установленном законом порядке. Также коррупциогенный фактор должен быть отражен в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти в области юстиции, специально уполномоченными органами, организациями, их должностными лицами.

По результатам рассмотрения таких требований и заключений коррупциогенные факторы должны быть исключены.

Исключение коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов и их проектов способствует правомерному применению нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в том числе в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, проведение антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится специально уполномоченными лицами по определенной методике в целях исключения каких-либо противоречий и коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, чтобы нормативные правовые акты соответствовали всем требованиям закона и не содержали положений, которые могут устанавливать для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также не содержали неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований к гражданам и организациям.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

10