05.03.2015 09:46 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

О правах женщин

Российская Федерация является государством — участником Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г. (далее – Конвенция).

Российская Федерация является государством — участником Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г. (далее – Конвенция).

Согласно статье 1 Конвенции понятие "дискриминация в отношении женщин" означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

Как предусмотрено статьей 3 Конвенции, Государства-участники принимают во всех областях, и в частности в политической, социальной, экономической и культурной областях, все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, с тем чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами.

В соответствии со статьей 5 Конвенции Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин, а также обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими.

Принцип равноправия мужчин и женщин включен в Конституцию Российской Федерации, в статье 19 которой закреплено, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Закрепление этого принципа находит свое отражение во всех отраслях национального законодательства. Например, женщины и мужчины имеют равное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе, равное право на вступление в политические партии и т.д.

В то же время в национальном законодательстве регулирование общественных отношений в некоторых сферах имеет особенности применительно к женщинам.

Так, Главой 41 Трудового кодекса РФ установлены особенности регулирования труда женщин, в частности ограничение применения труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию, запрещение применения труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Также установлен ряд гарантий трудовых прав женщин в связи с беременностью, родами, уходом за ребенком.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охране здоровья матери и ребенка также посвящена отдельная глава.

Коснулись отдельные особенности правового регулирования в отношении женщин и уголовного законодательства. Так, в соответствии с Уголовным кодексом РФ женщинам не назначаются такие виды уголовного наказания, как пожизненное лишение свободы и смертная казнь, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, не назначаются такие виды уголовного наказания как обязательные работы, исправительные работы. Также при определении вида исправительного учреждения женщинам не назначается отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях строгого или особого режима.

Кроме того, беременность женщины, совершившей преступление, является обстоятельством, смягчающим наказание, а совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, — обстоятельством, отягчающим наказание.

Также, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности, не обязаны состоять на воинском учете. Согласно статье 22 данного Федерального закона подлежат призыву на военную службу граждане мужского пола.

Также в Российской Федерации установлен различный пенсионный возраст для женщин и мужчин. Так, по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Вместе с тем установив для мужчин и женщин определенные особенности, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также на признании особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, что согласуется с положением статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства, и не может оцениваться как дискриминационное ограничение (данная правовая позиция изложена в Определениях Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 № 276-О, от 23.12.2014 № 2780-О).

Старший помощник прокурора г. Дальнегорска

младший советник юстиции                                                          И.А. Ляпина

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

53